Нормы обеспечения учреждений средствами пожаротушения

Нормы для расчета первичных средств пожаротушения

Нормы обеспечения учреждений средствами пожаротушения

Заботясь о противопожарной безопасности, в помещениях размещают огнетушители, ящики с песком, бочки с водой и другие приспособления. При этом необходимо соблюдать требования к первичным средствам пожаротушения. Надо знать, где их устанавливать, уметь провести правильные расчеты.

Что влияет на нормы размещения

В ситуации, когда источники воды находятся далеко или воспользоваться ими невозможно, на помощь приходят первичные средства пожаротушения. К ним относят внутренние пожарные краны (ПК), песок, воду, огнестойкие покрывала и другие средства.

Они помогают погасить огонь в первые минуты, не дать ему распространиться по зданию. Пользоваться первичными средствами пожаротушения крайне легко. Этому не надо долго учиться, достаточно пройти инструктаж любому человеку, даже ребенку.

Нормы оснащения зависят от нескольких параметров:

  • площади, на которой должны быть размещены средства;
  • категории помещения по взрывоопасности и пожароопасности;
  • что именно может загореться внутри (класс пожара).

Прежде чем начинать расчеты и отслеживать нормы, надо определить категорию помещения, проанализировать, что в нем хранится. От этого будет зависеть, является ли помещение пожаро или взрывоопасным.

Как требуют нормы, первичные средства пожаротушения закрепляют на щитах и устанавливают в шкафах. Щиты навешивают, если в здании не предусмотрен внутренний водопровод, а гидрант находится на расстоянии более 100 м или его вовсе нет. Какой щит устанавливать, и какие для него выбирать инструменты, зависит от наиболее вероятного класса пожара.

Достаточно простое определение необходимого количества первичных средств пожаротушения происходит с помощью таблиц, приведенных в приложении № 3 к правилам ППБ 01-03. С их помощью осуществляют расчеты.

Знак двойного плюса «++» означает, что данное средство пожаротушения надо использовать в первую очередь. Если же оно отсутствует по объективным причинам, то можно применять первичные средства, обозначенные одним плюсом. Средства, напротив которых стоит прочерк «-», использовать нельзя.

По нормам для замкнутых небольших комнат, подсобок объемом не более 50 куб. м. переносные огнетушители можно заменить или дополнить самосрабатывающими порошковыми. Зачастую их устанавливают там, где редко бывают люди. Они срабатывают при нагревании до порядка 100°.

Как воспользоваться таблицей

Чтобы воспользоваться таблицами для расчётов, надо знать, к какой категории принадлежит строение, и разбираться в классах пожара. Если взять для примера клуб площадью 800 кв. м и пожар А (горение твердых веществ), то для него потребуется минимум 4 пенных огнетушителя объемом 10 л.

Или потребуются порошковые средства пожаротушения, вместимостью 5 л (масса соответственно 4 кг) в таком же количестве. Как видно, расчет прост. Чтобы не противоречить нормам, можно взять средство с запасом.

Существуют 5 основных классов пожаров:

  • горение твердых веществ (ткань, дерево, бумага, пластмасса) A;
  • воспламенение горючих жидкостей и сжижаемых твердых тел B;
  • воспламенение газов C;
  • горение металлов D;
  • воспламенение электрических приборов и установок E.

Случается, что в помещении высока вероятность возгораний нескольких типов. В этом случае выбирают более универсальные огнетушители. Рекомендуется на каждом этаже общественного здания размещать минимум 2 огнетушителя.

Площадь небольших помещений можно суммировать, если между ними есть проход. И проводить расчеты с учетом просуммированного результата.

В соответствии с видом вероятного пожара выбирают не только огнетушители, но и пожарные щиты. Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения на щитах приведены в приложении к регламенту ППР-390.

Некоторые помещения разрешено не оснащать первичными средствами пожаротушения и не производить для них расчеты. Например, если площадь склада составляет менее 100 кв. м, он не пожароопасный (Д), а хранящиеся в нем предметы обладают негорючими свойствами. Такими предметами может быть стальные трубы, металлические балки, профили, негорючие строительные блоки.

Читайте также  Аэрозольное пожаротушение принцип действия

Для каждого сооружения расчет первичных средств пожаротушения можно провести самостоятельно или обратиться в специализированную фирму. Количество установленных огнетушителей не должно уменьшаться. Если надо какие-то отправить на перезарядку, то их заменяют другими.

Нормы для учебных и воспитательных заведений

Особого внимания, точности расчетов и соблюдения норм требуют детские дошкольные и образовательные учреждения. В них обычно находится большое количество детей, и надо организовать пожаротушение максимально правильно.

Ранее для школ, училищ и других учебно-воспитательных учреждений были предусмотрены нормы, записанные в ППБ 101-89. Однако на настоящий момент эти нормы оснащения не действуют. Вместо них используют нормы из ППР-390 (правила о противопожарном режиме) и ППБ 101-03.

В правилах пожарной безопасности представлены отдельные главы для детских садов, яслей, лагерей и учебных заведений. Однако в них не указаны нормы первичных средств пожаротушения. Акцент делается на предотвращении возгорания, на принятии мер по своевременной эвакуации детей и персонала и оповещении пожарных частей о пожаре.

Чтобы провести расчет по установке ручных огнетушителей для образовательных учреждений, необходимо воспользоваться приложением №3 из правил пожарной безопасности. Рассматривают последнюю строчку таблицы для ручных огнетушителей, в которой приведены нормы для общественных зданий.

Нормы для огнетушителей

Нельзя не уделить особое внимание огнетушителям, как важным средствам пожаротушения. Для них существуют свои нормы и проводятся расчеты. Они бывают ручными (до 10 л) и передвижными. Каким видом оснастить помещение, зависит от предполагаемого размера очага возгорания.

Во многом выбор огнетушителей и расчет их количества зависит от класса горючих материалов, находящихся в помещении. Если существует вероятность комбинированного возгорания, например, электротехники и смазочных материалов, то надо применять более универсальные типы огнетушителей. Влияет на расчет площадь помещения, требующая пожарной защиты, объем и наполнение огнетушителей.

Выполняя расчеты и выбирая тип первичного средства пожаротушения, надо обращать внимание, при каких температурах его можно использовать.

В школах, театрах, клубах, детских садах, интернатах и других общественных заведениях должно быть хотя бы 2 ручных огнетушителя на каждом этаже. Это основное правило, которого необходимо придерживаться, и главная норма.

Если в помещении предусмотрена автоматическая система пожаротушения, то разрешено устанавливать всего 50% огнетушителей от нормы оснащения.

В музеях, выставочных залах, архивах, дата-центрах надо учитывать, что взаимодействие тушащего вещества с предметами хранения может привести к еще большей порче. Такие здания оснащают хладоновыми или углекислотными огнетушителями.

Хладоновый тип обеспечивает пожаротушение за счет охлаждения очага возгорания. В результате ценные предметы остаются с минимальными повреждениями.

На предприятиях, в лабораториях, исследовательских центрах и других учреждениях находится техническое оборудование. К нему должен идти паспорт, в котором говорится, какими первичными средствами, и как можно потушить случайные возгорания. Нормы эксплуатации должны в точности соблюдаться.

Расчет плотности установки

В разделе XIX регламента 390 описываются нормы, по которым организации приобретают первичные средства пожаротушения, проводят расчеты плотности расстановки. В общественных зданиях расстояние от огнетушителя до предполагаемого места возгорания должно быть не больше 20 м.

Если речь идет о помещениях категории А, Б или В, то в них по нормам расстояние не должно превышать 30 м. Для помещений пониженной пожароопасности (Г) расстояние составляет 40 м или меньше, а для помещений самой низкой степени (Д) можно сохранять дистанцию в 70 м.

Расставляют первичные средства пожаротушения так, чтобы они были издалека заметны, но не загораживали дорогу для эвакуации. Высота над полом по нормам составляет не более 1,5 м. Дотянуться до такого уровня сможет даже невысокий человек. Особых расчетов здесь не нужно.

На предприятии или в организации должен быть человек, отвечающий за исправное состояние первичных средств пожаротушения, умеющий произвести хотя бы приблизительный расчет их количества. Применять средства по другому назначению, кроме пожаротушения, запрещено.

оценок: 1, 5,00
Загрузка…

Источник: https://protivpozhara.com/obustrojstvo/uchrezhdenij/raschet-pervichnyx-sredstv-pozharotushenija

Нормы первичных средств пожаротушения для образовательных учреждений — Пожарная безопасность

Нормы обеспечения учреждений средствами пожаротушения

Окончание. Начало в № 102

Утверждены Госкомобразования СССР 10 мая 1989 г.

Программа и порядок
проведения противопожарного инструктажа с работниками детских учреждений

Для изучения правил пожарной безопасности все работники детских учреждений должны проходить противопожарный инструктаж (вводный, первичный и повторный). Вводный и первичный инструктажи проводятся со всеми вновь принимаемыми на работу, с сезонными и временными работниками, а также со студентами, прибывшими на практику.

Читайте также  Какими свойствами обладает вода в качестве пожаротушения?

При проведении вводного инструктажа инструктируемые должны быть ознакомлены: с общими мерами пожарной безопасности, с возможными причинами возникновения пожаров и мерами их предотвращения, с практическими действиями в случае возникновения пожара. Вводный инструктаж допускается проводить одновременно с инструктажем по охране труда (технике безопасности).

О проведении вводного противопожарного инструктажа и проверке знаний производится запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательными подписями инструктировавшего и инструктируемого. Первичный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте.

При этом инструктируемые должны быть ознакомлены: с конкретными мерами пожарной безопасности при проведении занятий в кабинете, лаборатории, мастерской и выполнении определенных видов работ; с планом эвакуации и порядком действий в случае возникновения пожара; с образцами всех имеющихся в детском учреждении первичных средств пожаротушения, оповещения людей о пожаре, знаками безопасности, пожарной сигнализации и связи.

Повторный инструктаж должны проходить все работники не реже одного раза в шесть месяцев. О проведении первичного и повторного инструктажей делается запись в журнал по охране труда (технике безопасности).

Проведение противопожарного инструктажа в обязательном порядке должно сопровождаться практическим показом способов использования имеющихся на объекте средств пожаротушения и ознакомлением инструктируемых с мерами пожарной безопасности в быту.

Программа
обучения учащихся и воспитанников правилам пожарной безопасности

Тема 1. Краткие сведения о пожарной охране и добровольных пожарных организациях Тема 2. Огонь – друг и враг человека Тема 3. Причины возникновения пожаров Тема 4. Противопожарный режим в детском учреждении Тема 5. Берегите жилище от пожаров Тема 6. Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности Тема 7. Системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации

Тема 8. Что нужно делать при пожаре

Обучение учащихся и воспитанников детских учреждений правилам пожарной безопасности проводится с целью воспитания у них бережного отношения к социалистической собственности, оказания практической помощи взрослым в сохранении социалистической собственности, жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров, воспитания навыков по предупреждению пожаров и тушению загораний, а также по оказанию первой помощи пострадавшим. Занятия проводятся классными руководителями, учителями, воспитателями, преподавателями и мастерами производственного обучения.

К проведению занятий целесообразно привлекать работников пожарной охраны. Порядок проведения и темы занятий определяются руководителем детского учреждения. Занятия по изучению правил пожарной безопасности следует проводить с учетом возраста учащихся и воспитанников. С учащимися V–VIII классов материалы программы изучаются в сокращенном объеме. С учащимися I–IV классов и детьми старшего дошкольного возраста проводятся беседы по предупреждению пожаров в школе и дома.

На занятиях по обучению учащихся и воспитанников правилам пожарной безопасности следует изучить следующие темы.

Тема 1. Краткие сведения о пожарной охране и добровольных пожарных организациях

Советская пожарная охрана и ее задачи. Роль добровольных пожарных организаций (добровольных пожарных дружин и дружин юных пожарных). Обеспечение пожарной безопасности объектов народного хозяйства – всенародное дело. Предупреждение пожаров – основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров.

Тема 2. Огонь – друг и враг человека

Что такое огонь. Какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем. Какой вред может причинить огонь. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Меры предосторожности при обращении с огнем. Недопустимость игр детей с огнем. Примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов.

Тема 3. Причины возникновения пожаров

Основные причины возникновения пожаров в детских учреждениях: детская шалость со спичками и другие виды детской шалости (незатушенные угли, шлак, зола, костры); неосторожность при курении; нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электротехнических устройств, газовых приборов и печей; самовоспламенение веществ при хранении и использовании. Тепловое воздействие электрического тока, короткое замыкание, перегрузка – основные причины возникновения пожаров в электроустановках. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.п. Понятие о пожарной профилактике.

Читайте также  Газовая система пожаротушения принцип работы

Тема 4. Противопожарный режим в детском учреждении

Противопожарные требования территории, зданий и помещений. План эвакуации людей при пожаре. Правила эксплуатации отопительных приборов и электроустановок. Противопожарный режим в кабинетах химии, физики, биологии, в производственных мастерских и при проведении культурно-массовых мероприятий.

Тема 5. Берегите жилище от пожаров

Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня при проведении различных видов работ, использования керосина, бензина и других горючих жидкостей для растопки печей; оставления без присмотра топящихся печей, включенных телевизоров, электро- и радиотехнических приборов и газовых плит, сжигания мусора вблизи строений и т.д. Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии и изделий в аэрозольном исполнении. Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности; незадымляемые лестничные клетки, переходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации.

Тема 6. Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности

Пенные, порошковые и углекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря. Места установки, правила содержания и порядок применения первичных средств пожаротушения. Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные. Примеры их применения и места установки.

Тема 7. Системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации

Основные сведения об автоматических установках пожаротушения. Спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки. Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Назначение охранно-пожарной сигнализации.

Тема 8. Что нужно делать при пожаре

Правила поведения людей при обнаружении пожара. Порядок вызова пожарной помощи, оповещение людей о пожаре и эвакуации. Предотвращение паники. Меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом. Оказание первой помощи пострадавшим.

Заместитель председателя Госкомитета СССР по народному образованию Л.ТЕРЕЩЕНКО 10 мая 1989 г. Согласовано Первый заместитель начальника Главного управления пожарной охраны МВД СССР И.КИМСТАЧ 5 мая 1989 г. Согласовано Секретарь ЦК профсоюза работников народного образования и науки В.БЕРЕЗИН

Источник: https://stz-irk.com/normy-pervichnyh-sredstv-pozharotusheniya-dlya-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy/

Нормы обеспечения учреждений средствами пожаротушения

Нормы обеспечения учреждений средствами пожаротушения

Данный раздел курируется ресурсным центром Санкт-Петербургского Пожарно-спасательного колледжа

Материал носит справочно-информационный характер. Разработанные Вами документы по пожарной безопасности необходимо согласовывать с региональными органами Госпожнадзора МЧС РФ

Пожарная безопасность — состояние объекта, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

Пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно — техническими мероприятиями.

Пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Противопожарный режим — правила поведения людей, порядок организации производства, порядок содержания помещений и территорий, обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров.

Меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

 

Образовательные учреждения, объединяющие обучающихся и учителей, придают обучению социальный характер, оказывая наиболее глубокое влияние на обучаемых.

Привитию учащимся основных навыков пожарной безопасности должно уделяться пристальное внимание, а раздел «Пожарная безопасность в образовательном учреждении» должен изучаться со всей ответственностью, наравне с остальными предметами.

Занятия на пожарную тематику призваны воспитывать у обучающихся чувство ответственности, учить их осторожному обращению с огнем, различными электрическими приборами и средствами бытовой химии.

Пожарная безопасность в учебном заведении должна быть объектом пристального внимания, разъяснительная работа помимо занятий с обучающимися, включает в себя беседы с их родителями, изготовление плакатов на противопожарные темы, организацию тематических викторин, встречи с работниками МЧС, знакомство с пожарной техникой и т.д.

Пожарная безопасность в учебном заведении должна строго соблюдаться всеми обучающимися, руководителями, учителями, обслуживающим персоналом и прочими работниками.

Руководители учебного заведения и ответственные за пожарную безопасность лица, должны пройти обучение в образовательных учреждениях, которые входят в структуру МЧС или в организациях, имеющих лицензии МЧС. 
 

Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89

Окончание. Начало в № 102

Утверждены Госкомобразования СССР 10 мая 1989 г.